ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ


Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Данное понятие появилось еще в 1957 году. 

На данный момент особое внимание к необходимости формирования и оценки функциональной грамотности школьников в ходе реализации общего образования продиктовано целевыми ориентирами национального проекта "Образования"  и закреплено в федеральных образовательных стандартах основного общего образования и среднего общего образования.

 
 

Формирование функционально грамотной личности осуществляется на уроках и в ходе внеурочных мероприятий, а оценка реализуется по модели PISA (Programme for International Student Assessment) по 6 направлениям:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Документы

Письмо Минпросвещения РФ от12.09.2019 г. №ТC-2176/04 " О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся"

Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 г. №03-1526 " О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минпросвещения РФ от 06.05.2019г. "590/219 (с изменениями на 11.05.2022 года) " Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"


 

Диагностические материалы по оценке функциональной грамотности легко можно найти в свободном доступе, например на сайте Института стратегии развития образования РАО 


 

Методические материалы по формированию функциональной грамотности в МАНОУ "Гимназия № 2"

План проведения методической недели по теме: «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности»  (02.03.2023г-10.03.2023г.)

Региональный семинар-практикум по теме: «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ  СИСТЕМОЙ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ» (02.03.2023 г.) 

Презентация «Методическое сопровождение педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся  в образовательной организации»

Презентация: «Формирование финансовой грамотности  во внеурочной деятельности»

Презентация «Проектная деятельность как способ формирования функциональной грамотности»

Презентация «Проектно-исследовательская деятельность в обучении информатике как метод формирования функциональной грамотности у школьников» 

Презентация "Контекстные задачи как средство развития функциональной грамотности учащихся"

Мастер-класс "Формирование глобальных компетенцийна уроках географии"

Мастер-класс "Развитие функциональной грамотности во внеурочное время"

Информационно-методический марафон «Неделя функциональной грамотности» (19.02.2024 г. - 01.03.2024 г.)

Неделя функциональной грамотности в начальной школе  с 19.02.2024 г. по 01.03.2024 г.


 Банк заданий:

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности

Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности

Примеры задач

УЧИТЕЛЬ.CLUB