ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Данное понятие появилось еще в 1957 году. На данный момент особое внимание к необходимости формирования и оценки функциональной грамотности школьников в ходе реализации общего образования продиктовано целевыми ориентирами национального проекта "Образования" и закреплено в федеральных образовательных стандартах основного общего образования и среднего общего образования. |
Формирование функционально грамотной личности осуществляется на уроках и в ходе внеурочных мероприятий, а оценка реализуется по модели PISA (Programme for International Student Assessment) по 6 направлениям:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Документы
Диагностические материалы по оценке функциональной грамотности легко можно найти в свободном доступе, например на сайте Института стратегии развития образования РАО
Методические материалы по формированию функциональной грамотности в МАНОУ "Гимназия № 2"
Презентация: «Формирование финансовой грамотности во внеурочной деятельности»
Презентация «Проектная деятельность как способ формирования функциональной грамотности»
Презентация "Контекстные задачи как средство развития функциональной грамотности учащихся"
Мастер-класс "Формирование глобальных компетенцийна уроках географии"
Мастер-класс "Развитие функциональной грамотности во внеурочное время"
Информационно-методический марафон «Неделя функциональной грамотности» (19.02.2024 г. - 01.03.2024 г.)
Неделя функциональной грамотности в начальной школе с 19.02.2024 г. по 01.03.2024 г.
Банк заданий:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности