НЕДЕЛЯ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В рамках  недели функциональной грамотности в начальной школе прошли запланированные мероприятия , целью которых является  развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие интереса к учебе, формирование функциональной грамотности, активизация познавательной деятельности обучающихся, интеграция учебной, развивающей и воспитательной деятельности.
Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся.
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
В рамках проведения муниципального марафона по функциональной грамотности в 3 «а» классе прошло занятие  внеурочной  деятельности «Функциональная грамотность»  по теме «Решение жизненных задач». Занятие прошло в игровой форме. Дети готовились к встрече бабушки, составляли меню, ходили в магазин за продуктами, рассчитывали количество продуктов для приготовления салата  «Оливье».
В течение занятия дети работали в рабочих листах и оценивали каждое выполненное задание. В итоге дети сделали вывод, что нужно обязательно изучать математику, чтобы в жизни решить различные задачи.
В 3 «в» классе   было проведено занятие  «Порядок выполнения действий в выражениях». Разделившись на команды "Копейка", "Купюра" и "Рубль", ребята с удовольствием "посетили" продуктовый магазин, решая предложенные задачи из повседневной жизни.
Содержательная часть мероприятия проходила через организацию игровой ситуации «Путешествие по стране Математики», где учащиеся  3»г» класса  через практическую часть побывали на разных станциях "Историческая, Волшебная, Строительная", с помощью волшебного поезда. Вспомнили, как выглядели деньги раньше и сейчас, отгадывали загадки, решали логические задачи и ребусы.
В рамках занятий по функциональной грамотности, ребята 4 «В» класса провели увлекательный эксперимент с картофелем.  Они узнали много нового и интересного о свойствах этого овоща и научились применять полученные знания на практике.
Сначала дети узнали, что картофель- это не просто овощ, но и источник множества полезных веществ, которые необходимы для здоровья человека. Затем ребята приступили к практической части.
В рамках недели функциональной грамотности учащиеся 1 «г» класса побывали в гостях у любимых героев сказок.  Дети познакомились с новыми и вспомнили старые сказки. Была проведена игра – викторина «Хоровод любимых сказок». Ребята активно угадывали сказки и сказочных персонажей, участвуя в конкурсах: «Угадайте сказку», «Угадай героя сказки», «Вопрос- ответ» и продемонстрировали отличные знания сказок отечественных и зарубежных писателей. Завершилась игра- викторина прочтением любимых сказок и театральным представлением сказки «Репка».
Учащиеся 1 «б» класса посетили театр .  Анализируя информацию билета на спектакль  дети научились работать с несплошным текстом, находить ошибки в тексте и выделять главное.
Учащиеся 2 «в» класса на занятиях по функциональной грамотности вспомнили творчество любимой детской писательницы Агнии Львовны Барто. Путешествия по литературным станциям ребята с удовольствием читали стихотворения из цикла «Игрушки», инсценировали смешные сценки, отгадывали героев произведений.
Неделя функциональной грамотности продолжается. Ребята активно принимают участие в оформлении выставки детских творческих работ на разные темы: 1 классы -  «Живые цифры».
2 классы – «Числа в загадках»
3 классы – «Математические ребусы»
4 классы – «Числа в пословицах и поговорках».
Учащиеся 1 классов продолжают работать над проектной работой «Необычные буквы».
Совсем скоро мы узнаем имена победителей математического турнира. Также имена лучших в конкурсах по скорочтению  «Читаймер» и  «Лучший счетовод».

     
     
     

Открытый урок английского языка  в 6 «Б» классе по теме: «В гостях хорошо, а дома лучше» (Аксененко Кристина Амировна, Мартынов Елена Юрьевна., учителя английского языка)

На уроке использовались разнообразные приёмы и формы, способствующие развитию функциональной грамотности учащихся.
Ребята работали с картинками (называли предметы интерьера и частей дома),  решали разнообразные виды кроссвордов (вписывали слова, искали по картинкам), отгадывали загадки, составляли пословицы, выполняли  упражнения на развитие навыков аудирования, работали с текстами ( составляли свой рассказ с опорой на текст), повторяли слова (распределяли по группам), соотносили русские пословицы с английскими.
Все учащиеся активно работали и с удовольствием выполняли задания, показали хороший уровень усвоения языкового и речевого материала обозначенной темы. Урок был построен на сотрудничестве учителя и учащихся, в результате прошел успешно и интересно.

     
     

Внеурочное занятие в 5 классе по теме: «Уникальные свойства воды» (учитель биологии,  Зайцева Раиса Энверовна)

Учащиеся 5 классов заранее подготовили видео и фотосъемки опытов, подтверждающих доказательства уникальных свойств воды.  Опытным путем доказали, что если осторожно положить иглу на поверхность воды, поверхностная плёнка прогнётся и не даст игле утонуть, а вода в стакане доверху, наполненная, не вытекает при заполнении его монетами.

Большой интерес у ребят вызвали вопросы, связанные с поверхностным натяжением воды. Разобраться  с этим вопросом и другими  помогли  старшеклассники, которые подготовили опыты и интересные сообщения.  Проведённые  ими исследования подтвердили зависимость поверхностного натяжения от температуры: оно уменьшается с увеличением температуры жидкости, а если добавить в воду  жидкое мыло, уменьшить «сцепку» молекул воды,  то игла утонет.  Отметили, что умение измерять и менять поверхностное натяжение имеет практическое значение. При значительном поверхностном натяжении в полиграфии добиваются хорошего «смачивания» бумаги печатными красками. Поверхностное натяжение используется при отливке небольших сферических форм, например, ружейной дроби, в пищевой технологии определяют качество молока и другое.

Затем  участники разделились на 2 команды, им были предложены индивидуальные задания на решение контекстных, проблемных  и практических задач по естественно-научной грамотности, с которыми они  успешно справились.
По итогам викторины об уникальных свойствах воды  ребята  пришли к выводу, что от поведения каждого человека на планете зависит, каким будет мир вокруг нас.Такие  занятия имеют большое познавательное значение, вызывает интерес к естественным наукам и практической деятельности.

     

 

Урок информатики в 11 классе  (учитель Баранова Татьяна Александровна)

Практическая работа, направленная на формирование глобальных и  цифровых навыков функциональной грамотности, по теме: «Оформление текстовой веб-страницы с применением нейросети».

     

Литературный урок «Вся жизнь – один чудесный миг»

10 февраля в России отмечали  День памяти Александра Сергеевича Пушкина.
Модельная библиотека для детей  и юношества  пригласила  учащихся 8, 9 классов  на мероприятие, в ходе которого  ребята потренировали навыки читательской грамотности и  узнали, как жил великий поэт, с кем дружил, как к нему относились окружающие люди, каково было представление о нем властей.
С помощью слайд-презентации  познакомились  с родословной поэта, с Царскосельским лицеем, где он провел лучшие свои юношеские годы, с  родовым  имением в Михайловском, где сегодня находится Государственный музей-заповедник А.С.Пушкина и старинный деревянный дом пушкинской усадьбы в Болдино.

     

Внеурочное занятие по программе «Молодые профессионалы» (Мустафаева Эльзана Ханларовна, учитель английского языка)

 На внеурочном занятии для пятиклассников по теме: «Администрирование отеля», направленном на  формированию глобальных компетенций, ребята учились  принимать и размещать гостей,  взаимодействовать с  ними, а также координировать работу служб отеля в стандартных и экстростандартных ситуациях. Учащиеся  5 «А» класса  выполняли работу администратора и менеджера по бронированию, наставником для ребят стал Суховских Глеб, ученик 9 "Б" класса, призёр конкурса WorldSkills Russia- 2023.

   

 

     

 

Литературная игра для учащихся 5 "Г" и 5 "Д" классов (Баширова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы)

На внеурочном занятии для учащихся 5 "Г" и 5 "Д" классов была проведена литературная игра, направленная на формирование читательской грамотности учащихся, девизом которой стали слова: "Читать не вредно, вредно не читать!". В ходе игры ребята демонстрировали отличные знания авторов и героев литературных произведений, навыки скорочтения, а также тренировались в сочинительстве собственных четверостиший. На занятии ребята пришли к выводу, что проведенное за книгой время подтверждает, что все великое начинается с книги.

     
     

Внеурочное занятие по финансовой грамотности «Как сэкономить деньги» (Сухинина Светлана Сергеевна, учитель математики)

Занятие по финансовой грамотности в 6 классе прошло интересно и познавательно.  Используя маршрутные листы, ребята выполняли различные  задания: от  ситуационных до творческих,  направленные на формирование математической, финансовой грамотности.  Учащиеся  смогли продемонстрировать свои знания относительно семейного бюджета, сбережений и всего, что связано с деньгами, а также  умения применять математику в повседневных, житейских ситуациях (например, рассчитывать стоимость, цену, количество и т.д.), находить, анализировать математическую информацию об объектах  окружающей действительности.
Данное занятие позволило определить уровень сформированности знаний обучающихся в области финансовой грамотности и  способствовало  формированию функциональной грамотности, т.е. пониманию необходимости математических знаний  для учения и в повседневной жизни.